?

Log in

No account? Create an account
Бульварное кольцо ч.12 ( Никитский бульвар – часть 1) - Life is so strange
March 26th, 2006
10:44 pm

[Link]

Previous Entry Share Next Entry
Бульварное кольцо ч.12 ( Никитский бульвар – часть 1)
Наша прогулка по бульварному кольцу близится к завершению. Осталось пройтись по двум бульварам. Давайте сегодня прогуляемся по Никитскому.
Некоторые еще помнят этот бульвар под другим именем, которое он носил всего около 44 лет. В 150 летие со дня смерти великого русского полководца А.В.Суворова бульвар был назван Суворовским в 1950 году, а в 1994 ему было возвращено историческое название.






Никитские ворота Белого города дали название бульвару, а сами получили его от Никитского монастыря (монастырь находился в районе пересечения Б. Кисловского переулка и Большой Никитской улицы. Упразднен в 1929г, а в 1930 разрушен).
Площадь Никитских ворот сформировалась в конце XVIII — начале XIX вв. на месте Никитских ворот Белого города.
На месте Никитского бульвара в 1790 г. стояли: богадельня, шесть дворов причта двух соседних церквей, четыре двора купцов, шесть дворов чиновников и знати. В этих дворах находилось десять лавок, две цирюльни и несколько харчевен.
По указу Павла I от 1797 г. возле Никитских и Арбатских ворот на месте стены были построены каменные двухэтажные гостиницы (архитектор В. П. Стасов), позднее надстроенные третьим этажом.
Как выглядело начало бульвара можно посмотреть у paszec в его проекте Москва - вчера и сегодня: http://paszec.livejournal.com/299224.html
В 1812 г. все деревянные строения здесь сгорели, и после этого был устроен бульвар, усаженный липами.
С правой стороны перед нами вырастает величественный храм Вознесения Господня, который в Москве называют "Большим Вознесением".





Первая каменная Вознесенская церковь появилась здесь еще во второй половине XVII века по указу царицы Натальи Кирилловны Нарышкиной, матери Петра 1, двор которой находился на месте современного Столового переулка. Во времена Екатерины Великой рядом с церковью поселился ее фаворит князь Е.А. Потемкин-Таврический, а неподалеку стоял Преображенский полк, находившийся под его командованием. Потемкин решил построить на месте старой церкви величественный и просторный собор Преображенского полка. Для работы был приглашен архитектор Василий Баженов, а после его смерти - Матвей Казаков. Однако возведение собора растянулось почти на полвека: только в 1845 году храм окончательно был достроен архитекторами А. Григорьевым и И. Козловским.
Этот храм сопричастен судьбе многих известных людей в России. Здесь, по старинному преданию, хранились брачные венцы, в которых Екатерина Великая венчалась с князем Потемкиным. 18 февраля 1831 года в притворе еще недостроенного храма Пушкин венчался с Натальей Гончаровой. Во время бракосочетания внезапный порыв ветра задул у жениха венчальную свечу потом он уронил крест с аналоя, и при обмене кольцами одно из них упало на пол. Пушкин был смертельно бледен - во всем этом он видел недоброе предзнаменование.
В 1863 году здесь отпевали великого М.С. Щепкина. 13 ноября 1917 года в храме отпевали юнкеров, погибших во время самого ожесточенного в Москве боя у Никитских ворот. В 1920 году здесь венчалась дочь Федора Шаляпина, и певец сам читал под сводами храма "Апостола".5 апреля 1922 года в Вербное Воскресенье Святейший Патриарх Тихон совершил в этом храме свое последнее богослужение - через два дня его не стало. В марте 1928 года здесь отпевали первую народную артистку республики Марию Ермолову.
Храм закрыли в 1931 году. Память о Пушкине спасла его от сноса, но он жестоко пострадал в советское время: весь интерьер уничтожили, и многие иконы сожгли, колокольня разрушена. Здание храма вначале отдали под склад тары; потом его передали Академии наук, и в 1950-х гг. его занимала высоковольтная лаборатория Института им. Кржижановского АН СССР. Пологие треугольные фронтоны над портиками уничтожили для устройства окон в здании. В 1987 г. лаборатория была выведена из здания храма. В храме планировалось устроить концертный зал.




В 1990 г. отреставрированный храм возвратили верующим. 23 сентября 1990 г. был совершен первый за годы советской власти Крестный ход из Успенского собора Кремля к храму "Большое Вознесение" во главе со Святейшим патриархом Алексием.
Во время ремонта храма в 2001-2002 гг, был обнаружен фундамент разрушенной колокольни и принято решение о ее воссоздании. Архитектор проекта - А.Журин. Строительство закончено в 2004 году, колокольня освящена Патриархом Московским и всея Руси Алексием Вторым 20 мая 2004 года.
Летом 1999 года, когда отмечался 200-летний юбилей Пушкина, около храма выросла ротонда-фонтан «Наталья и Александр» (скульп. М.Дронов). А за фонтаном, почти у храмовой стены, двумя годами раньше был установлен памятник «Благословение в веках», посвященный дружбе народов Армении и России (скульп. Ф. и В. Согояны), - подарок Армении российской столице в честь ее 850-летия.





Из-за дома №25 на Никитском бульваре выглядывает шатровая колокольня интригуя вас и приглашая заглянуть за угол. Это колокольня Храма Феодора Студита у Никитских ворот.





В 1626 г. место было отведено царским указом под монастырь как "порозжее место жильца Петра Гурьева". Кондратьев пишет: «С XV века здесь существовал женский монастырь, основанный при Иване III по случаю избавления Москвы и всей России от нашествия хана Ахмета, который, чего-то испугавшись, снялся с места на реке Угре и направился в противоположную сторону. Это было последнее нашествие татар Золотой Орды на Россию. Монастырь был основан на месте существовавшей здесь прежде часовни Федора Студита во имя Смоленской Богородицы, почему и Никитские ворота назывались прежде Смоленскими, как и сама обитель. В начале XVII века, т. е. когда на этом месте царь Михаил Федорович радостно встретил родителя своего Филарета, обитель обращена в мужскую. По устроении этой обители, в 1626 году, патриарх Филарет обратил древнюю часовню Св. Федора в церковь. Этот монастырь, став любимым местом успокоения Филарета от мирских сует и носивший название домового Патриаршего, существовал до начала XVIII века. В 1709 году он упразднен, иноки переведены в Новинский монастырь, а церковь обращена в приходскую, в которой главный престол во имя Смоленской Божьей Матери и два придельных: Св. Федора Студита и Аверкия Иеропольского. На погосте этой церкви погребены родственники А. В. Суворова, дом которого был, как мы уже говорили, в Земляном городе близ этой церкви.»

Позже монастырь именовался больничным - при нем в XVII в. была устроена одна из первых больниц для бедных.





Церковь была построена по традиционной для XVII в схеме: основной четверик храма, завершенного пятиглавием, трапезная и шатровая колокольня. Колокольня считалась одной из первых шатровых колоколен в Москве. Главный престол храма был посвящен иконе Смоленской Божьей Матери. Приделы Феодора Студита и Аверкия Иеропольского размещались в боковых частях трапезной.
После 1812 г. обгоревший храм был возобновлен. Пятиглавие заменили купольным




Церковь закрыли в 1927 г. и отдали ее какому -то учреждению. Колокольню снесли в 1930-е гг. для строительства ныне существующего дома. Учреждение обстроило храм своими помещениями со всех сторон. Церковь тоже подлежала сносу, так как площадь Никитских ворот предполагали обстроить многоэтажными домами.





Церковь к 1970 г. была ветхой и изуродованной всякими пристройками. Реставрация началась в 1984 г.. Предполагалось открыть в ней музей Суворова. Сохранились четверик, трапезная, основания четырехгранных постаментов под главами. Под куполом уцелел глухой барабан центральной главы.





В настоящее время храм приведен в порядок. Восстановлено пятиглавие, фризы из кокошников. Построена заново колокольня в ее первоначальных формах, но не на прежнем месте - старое место ее занято жилым домом. Храм передан церкви и освящен в 1991 г.




(Информация с сайта http://hram.codis.ru/main.htm)
Дом №25, который закрывает церковь построен в 1928 году. Ничего примечательного в нем нет, кроме того, что он заслоняет вид на церковь. Почему-то его внутренний двор навеял мне размышления о Питере и его домах-колодцах.

UPD. Спасибоkantora за информацию про дом. Не такой уж он и не примечательный: "дом №25 один из первых советских кооперативов, где жила последние годы Елена Сергеевна Булгакова, а в доме 17 жили такие всеми любимын артисты, как Евстигнеев, Смоктуновский, Ефремов... "




Дом напротив, постоянно закрытый сеткой построен в 1820-х гг. Тут жил историк Д.Н. Бантыш-Каменский, позже — семья Огарёвых.




Этот дом еще называют домом Лобановых-Ростовских. Дом много раз перестраивался. Первоначально он был двухэтажным. В 1883 г. надстроенному третьим этажом фасаду придали вид эклектического сооружения, украшенного мелкой дробной лепниной. Эта перестройка предпринята перед размещением здесь торгово-промышленного музея, основой которого стала коллекция кустарных изделий со Всероссийской выставки 1883 г. Этот музей, просуществовавший в данном помещении до 1903 г., сыграл впоследствии большую роль в русской художественной культуре кон. XIX - нач. XX в. В 1913 здесь, на втором надстроенном этаже, открылся кинотеатр «Унион» (с 1939 Кинотеатр повторного фильма).

О следующем доме №14, в котором расположен театр «У Никитских ворот», это часть предыдущего дома Лобановых-Ростовских. Поэтому номер у него весьма символичный: 23/14/9 (По ул. Большая Никитская, по Никитскому бульвару и по Калашному переулку).




Следующий дом под номером 12а это городская усадьба П.М.Лунина. Архитектурный ансамбль создавался в 1818-1822гг. и является одним из наиболее известных произведений московского ампира. Его автором считается Д.И.Жилярди. ансамбль включил постройки старой усадьбы, во второй половине 18-нач. 19вв принадлежавшей Путятиным. Усадьба весьма необычна по композиции. Возможно, это связано с тем, что она изначально задумывалась как сложный многофункциональный комплекс или даже два полностью обособленных участка.




В самом деле, владение фактически состоит из двух изолированных дворов, первый образует главный дом и одноэтажный флигель, второй двухэтажный флигель главный дом, каждый со своими воротами на бульвар, причем главный дом не имел выходов в двор справа.





В 1821г. главный дома усадьбы, еще недостроенным, был продан Коммерческому банку. Его строительство завершилось лишь к концу 1822 года. А в 1823 весь участок был выкуплен банком, который и находился здесь до 1917 года.





Дом П. М. Лунина является одним из прекраснейших образцов московского зодчества первой четверти XIX в. Его богатое декоративное убранство, выполненное с большим вкусом и изяществом, создает праздничную нарядность фасада. Часто используемое в украшениях изображение лиры напоминает о музыкальных вечерах в этом доме.






Чудесное чугунное литье решетки балкона ажурностью своего рисунка подчеркивает строгие пропорции колоннады. В окружении пышной зелени Суворовского бульвара бывший дом Лунина пленяет своей живописностью.








Дом Луниных был известен музыкальными вечерами, на которых блистала своим незаурядным талантом дочь хозяина Е. П. Лунина, учившаяся пению в Милане и там вышедшая замуж за итальянского певца, графа Риччи, с которым и приехала в Россию.

О следующих домах по нечетной стороне информации практически нет.
Дом №17 ничего из себя интересного не представляет. Коробка – она и есть, коробка.




Когда был построен дом №15 стоит он на месте усадьбы с домом и флигелем, выстроенной на месте сгоревшей в 1812 году деревянной застройки.







Дом №13 уже был в начале 20 века (см. фотографию выше), но явно достроен еще одним этажом.




У этого дома есть особенность. Окна следующего этажа не похожи на окна предыдущего.









Сейчас здесь располагается фармацевтический факультет Академии им. Сеченова.

Дома под №11 – это старая московская усадьба с двумя флигелями и домом в глубине; она отделилась от большого владения, главный дом которого – палаты, построенные до середины 18 в и впоследствии расширявшиеся, - существуют и ныне в Мерзляковском пер, 10.













Здесь мы прервемся буквально на несколько минут, чтобы вы передохнули.


Продолжение смотри в следующей части. ….

Tags:

(8 comments | Whant to omment?)

Comments
 
[User Picture]
From:melanyja
Date:March 26th, 2006 07:58 pm (UTC)
(Link)
Очень интересная экскурсия :)
Все эти недобрые предзнаменования были правы - зря Пушкин женился на Наталии Гончаровой.
А храм Фёдора Студита мне очень нравится!
[User Picture]
From:bimka_bur
Date:April 2nd, 2006 06:32 pm (UTC)
(Link)
Спасибо на добром слове. Мне храм тоже понравился. Он с разных сторон по разному выглядит.
[User Picture]
From:brusnik
Date:March 26th, 2006 08:18 pm (UTC)
(Link)
Огромное спасибо за очередной интересный рассказ! Вы открыли для меня много нового об этом бульваре! Как всегда, в меморис.
[User Picture]
From:bimka_bur
Date:April 2nd, 2006 06:33 pm (UTC)
(Link)
И вам большое спасибо, что не утратили еще интерес.
[User Picture]
From:elio_de
Date:June 1st, 2006 06:48 pm (UTC)
(Link)
Здравствуйте! Спасибо за прогулку, очень интересно:)
Небольшое уточнение насчет Церкви Вознесения (Большого)
Баженов сделал макет храма, а к строительству уже действительно приступил Матвей Казаков. У С.К.Романюка не нашла никаких упоминаний об участвовавших архитекторах Григорьеве и Козловском, а вот по тексту рапорта Осипа Бове следует, что автором проекта был Федор Михайлович Шестаков, к коему сам Бове добавил четырехколонные портики. Романюком так же упоминаются А.И. Старов (проект местности вокруг церкви), и Н.В. Никитин (ограда).
From:(Anonymous)
Date:June 10th, 2007 07:59 pm (UTC)

FPNkDnEiy

(Link)
dfgfdhgsd
From:(Anonymous)
Date:June 20th, 2007 09:04 pm (UTC)

XdRFfPAcpvgQ

(Link)
a6a7d2745ee994377352f07b209ce0d6
From:yy522336931
Date:February 17th, 2013 02:15 pm (UTC)
(Link)
Meet your perfect lover and Be Naughty today! Go Here dld.bz/chwZG
My Website Powered by LiveJournal.com